Критика критика

Критика критика

19 октября 2018 - Алпатов Дмитрий
Критика критика

Пока идея демократии настолько в моде, что позволяет некоторым разрушать целые страны с иной точкой зрения на политический режим, исполняю волеизъявление 93% опрошенных и публикую критический обзор Фестиваля студенческого творчества «Дебют-2018». Хотя его актуальность уже выглядит сомнительной.
 

ИПСС


 

Разница между открывающим и финальным номерами у ИПСС была настолько ничтожной, что жюри пришлось даже подискутировать насчёт того, считать ли это разными номерами или оценивать вкупе. Я склонялся ко второму варианту. С подтанцовкой и декорациями в виде звёздного неба всё это смотрелось миленько, хотя непосредственное исполнение песни могло быть и лучше.

Органично были соединены народные номера. Старания танцора Данилы Дмитриева были видны невооружённым глазом, но артистичности ему пока не хватает.

Песня Анастасии Фадеевой была испорчена накладками по звуку. Я так и не понял, что это было: проблемы с микрофоном, минусом или бэк-вокалистками. Та же проблема постигла девчонок, исполнявших «Романтику», которая в самолётах и автомобилях. Но к их чести надо сказать, что они не «поплыли» и номер смотрелся бодро.

«Песня простая» на этом фестивале прозвучала лишь единожды, но всё равно сложно удержаться от комментария, что она несколько надоела. Сама по себе песня хорошая, но сколько можно её петь? Почему с годами в репертуар МИИТовцев почти ничего нового не приходит? Где Монеточка, я вас спрашиваю.

Художественное слово «Моим» в исполнении Александра Петрякова. Оно же безбитный MONATIK. Я в принципе вовсе не против рэпа, но без музыкального сопровождения он всё же странновато звучит. Вот вы лучше попробуйте ритмический рисунок сломать в таком случае. Ну или Бродского на бит положить, тоже будет интересно. Я сейчас не просто так Иосифа Александровича вспоминаю.

В целом у ИПСС были хорошие переходы между номерами, но динамики немного не хватило. Это не считая того, что они вообще были слабее самих себя в предыдущие годы.

 

ЮИ


Понравилась концепция по сюжету фильма «Первому игроку приготовиться». Правда на сцене было темно и мрачно, а роль декораций играл экран. Зато видеоряд под номера подобран хорошо. «Рик и Морти» – это вообще было очень неожиданно и здорово сыграло в сочетании с авторской песней Рустама Доюмова. Или взять боевую жабу на фоне финального танца – это же точно под фильм!

По сценарию главный герой проходил компьютерную игру с помощью своих аватаров различного назначения. Но само прохождение, от простого к всё более сложному, не было построено. Конечно, нельзя сравнивать тёплое с мягким и вокал с танцем, но в номерах одного жанра линию усложнения можно было выстроить. Наибольшее недоразумение вызвал тот факт, что в художественном слове на первом уровне был Бродский, которого про себя-то сложно читать, а на втором Есенин с едва ли не самым популярным его произведением, которое в исполнении «Монгол Шуудан» раньше из каждого утюга звучало. Вы серьёзно?

Если говорить о номерах, то Тамта Тория неплохо спела «Улетаю» с поддержкой фонариками из зала. И парни здорово зарубили SOAD с балалайкой, жалко коротко. А вот в танце под попурри 8-битной музыки сильно не хватало синхрона. Бросалось в глаза, что все повторяли движения за одной из девушек.

В конце представления прозвучал вопрос от главного героя, сможет ли он сделать то же самое перед живыми людьми, а не в игре? И тут напрашивался его номер, но этого не произошло, концерт закончился. А какая была бы концептуальная точка.
Собственно, за концепт всё равно спасибо. А вот исполнителям искусства и мощи не хватило.

 

ИЭФ


Экономистов можно сразу похвалить и поругать за одно и то же – большое количество зрителей, так много, что их цепочка в верхней одежде дефилировала перед столами членов жюри прямо во время их представления. Не надо так. Ходить перед жюри не надо, а массово посещать концерты надо.

Больше ничего существенного по критике сказать не могу. Лучший концерт первого дня в плане сценария и исполнительского мастерства. Простой и эффектный выход с мукой. Интересный ход с историей любви, показанной при помощи прохожих. Очень своевременный рэп о РУТ. Именно после концерта ИЭФ некоторые члены жюри взяли за обыкновение подходить к сцене и хвалить артистов.

Если копаться в совсем мелких недочётах, то можно отметить, что в конце с опозданием бахнули хлопушки. У Юли Шаньгиной одна интонация ближе к концу исполнения «С любимыми не расставайтесь» показалась неуместной. В балльном танце, который шёл третьим номером программы, Кристина Константиновна Назарова (сестра Регины, да) очевидным образом перетанцевала Ивана Кузнецова, но не так уж сильно он выбивался из синхрона, если честно. Так что это всё мелочи, которые отмечены тут только потому что это специально критический обзор.

 

ИПТ


Институт сумел напугать и насмешить жюри полным отсутствием зрителей. ИПТ, конечно, маленький, но не настолько же. Оказывается, он был ещё и стопроцентно культурным. Как только прозвучал третий звонок – зал организовано заполнился зрителями. Большим числом зрителей, для данного института.

Исполнители не без изъянов. Максим Мухин вполне сносно поёт и нормально читает, но его забавная неуклюжесть сделает комедийной даже роль Гамлета. На Гала-концерте он избавился от лишних телодвижений и уже не смотрелся смешным. В коллективе «Белый кофе» парни тоже несколько неуклюжи были, но танцовщица вытягивала синтез-номер уже одним только настроением. Рафаэль Геворгян искренне старался, но читал Рождественского чуть-чуть деревянно. И опять же, на «галке» сделал это лучше. Мария Черногорец танцует пока что не зарембически, но дайте ей время…

Сценарий тоже не идеальный. Тема московской осени прослеживалась от начала и до конца. И была неплохая завязка на историю о любовном треугольнике. Но в какой-то момент три статичных сольных выступления подряд разрушили динамику.
Но сложно не согласиться с тем, что ИПТ на этот раз прыгнул выше головы. И даже выше ИПСС, что ещё более удивительно. Сразу несколько номеров попали в Гала-концерт, а финальные «Листья жёлтые» даже закрыли его. Я подобного не припомню. Молодцы!

 

ИТТСУ


Вот тут бы для наглядности оставить мои заметки в чистом виде, но тогда текст будет рубленным и нечитаемым. Приблизительно таким: «В стильном интро парень в чёрном вокально не тащит. В следующем номере красивая картинка, но вокалом не тянет другая пара исполнителей. “Ход конём” – та же ситуация, хотя на самоотдаче хорошо. Танец “Разные” заходит, но то ли я ещё сплю, то ли ничего особенного на самом деле». И так далее. Обобщая этот поток скупых оценок можно сказать, что ИТТСУ выиграл концепцией и сценарием, в то время как по технике исполнения номеров всё было далеко не так хорошо. Я понимаю, как это звучит на фоне Гран-при Михайлова/Григорьева, но если сравнить по лауреатам, то адекватно звучит.

С техникой электрической тоже не всё получилось. В номере Fairytail вообще не включилась бас-гитара, которая могла бы скрыть некоторые огрехи скрипки. В итоге в «галке» вообще не было баса, и шахматная подводка смотрелась странно, ведь в оригинале это была битва двух фигур разного цвета.

И в концерте ИТТСУ, и в Гала-концерте после диалога ведущих о том, что в жизни не всё чёрно-белое, номера всё равно были чёрно-белыми. И если ИТТСУ ещё надо было выдерживать стиль, то в эклектичной «галке» уже можно было бы сыграть цветом в этом моменте. И несмотря на всю выверенность сценария и концепции, концерт можно было бы сократить на пару номеров, ничего бы он от этого не потерял.

Чтобы не ставить под сомнение авторитет жюри, в конце скажу, что не только по сценарию всё было почти идеально. С момента «Торжественной» песни и почти до самого конца в концерте ИТТСУ пошла мощная волна энергетики и вовлечённости зрителя в происходящее. Так что концерт был на самом деле удачным, пусть и не идеальным.

 

ГИ


Выбранная тема свадьбы выдержана, как и красно-белая гамма всего концерта. Но не хватило какого-то глобального и красивого хода. Просто интересные ходы были. И я сейчас скорее о выборе песни молодых, хотя само исполнение смотрелось странновато. Не думаю, что многие даже просто в порядке бреда предложили бы в этом качестве «Мурку». А вот свадьба в обратной перемотке зрителей повеселила, конечно, но ход-то заимствован у команды КВН «Кембридж». Не все гэги, но часть. И музыка та же. В КВН за подобное могут и команду расформировать, если это каким-то образом редактуру пройдёт. Но тут у нас не КВН, не федеральный канал, а студенческое творчество, где заимствования допускаются. Мне же вот ничто не помешало заимствовать название статьи у команды КВН «Красная Фурия».

Как и у многих других, были у ГИ проблемы с микрофонами. Сложно вменять это в вину институтам, вполне возможно это уже устаревшее оборудование подводит. Что уж там говорить, если даже на Гала-концерте у обладателя Гран-при микрофон не сработал. Это уже закон подлости прямо какой-то. А у ГИ микрофоны подвели на песне «Николай» Баскова и Натали, которая, конечно, та ещё пошлятина, а тут вдобавок и исполнители с ней не справились. Ответственный за партию Баскова Амирлан Ревазов ещё и композицию «Это всё она» Лазарева не потянул. Уж простите. Но критика, так критика. Владимир Курнышев в танце «Окно» тоже не особо дотягивался до уровня своей партнёрши Ирины Степановой. А она была заметна не только в этом танце, и своей ролью невесты сделала для концерта очень много.

Что, немножечко мёду? Алтынай Батаргали очень хорошо спела «Я не твоя война» и достойно заняла место в Гала-концерте, став лауреатом в номинации сольного эстрадного вокала. С её же участием получился хороший номер с песней «Разные». «Летели облака» с флейтой и укулеле – это лично мне очень нравится. Но я об этом на страницах данного сайта уже писал, так что в контексте сказанного ИПСС о репертуаре было бы не честно оставить это без шпильки о том, что у Алины Орловой есть и другие песни, которые вполне подошли бы в качестве первого романтичного номера. Или можно взять Арину, Попову, которую с Алиной часто путают, даже Google. Вот у неё есть отличный кавер на «Миллионы медленных лилий» Tequilajazzz.

По ГИ, пожалуй, всё. Следующий!

 

ИУИТ


Почему ИУИТ поместил действие своего концерта именно в Верону становилось понятно любому, кто видел название финальной песни. Никакой другой причины не было. Город-то вполне себе реальный и никакие короли (а с ними было туго, всё больше дожи да императоры) искусства в нём не запрещали. Но справедливым будет также утверждение, что это пространство вымысла и фантазии, не имеющее отношения к исторической реальности.
Тем не менее небольшой когнитивный диссонанс вызывало исполнение в сказочной Вероне песни Юры Шатунова «Белые розы», одного из музыкальных символов совсем не сказочных 90-х. Но вновь справедливо будет заметить, что и на отборочном этапе, и в «галке» эта песня воспринималась зрителями лучше всех прочих. Зал подпевал без всяких просьб, а уж когда Даниил Воробьёв попросил его это сделать, то затянул припев едва ли не в полном составе. Танцующие декоративные розы – это вообще отдельный кунштюк.

На самом деле хвалить здесь можно долго и много кого, потому что по исполнителям это был самый сильный концерт. Причём не было какого-то одного или пары локомотивных исполнителей, которые тащили бы за собой весь концерт, все были приблизительно равносильны и равнозначны. Перед тем как вспомнить, что это критический обзор, я хочу отдельно поблагодарить Татьяну Воронову за её авторскую песню «Торнадо». Простой, запоминающийся мотив, хорошие поэтически обороты в нужных местах и вечная тема любви. Что ещё нужно для хитяры? Вполне может звучать такая песня со сцены «Нашествия», например.

Покопаемся в мелочах. То есть приступим к критике. Сейчас, сейчас… Я обязательно что-нибудь вспомню. Вот! Бунтарь и собиратель талантов Симеон Чистяков дважды ошибся в тексте. Первый раз, когда сказал поющей официантке в кабаке «Жду тебя в полночь», но забыл добавить «на площади», так что прозвучало это двусмысленно. И второй раз, когда после сцены на улице заговорил текст из сцены в кабаке: «Как же здесь душно». Но исправился моментально, даже неловкой паузы не сделал.
Ну и куда же без проблем с техникой? Правда ИУИТу не повезло едва ли не больше всех – весь концерт со звуком всё было нормально, а в финалке «Короли ночной Вероны» чуть всё к чертям не полетело. Но и зал поддержал, и песня зашла, так что впечатление от концерта не смазалось. Да и вообще ИУИТ был едва ли не самым явным претендентом на победу лично для меня.


ИМТК


Что тут сказать? Я уже на третьем номере, «Заселение», который открывал Гала-концерт впоследствии, записал у себя, что это лучшее, что я видел от ИМТК за всё время его наблюдений на всех мероприятиях. Да, у них тоже были проблемы с микрофонами. Ну так они у всех были. Да, вторая половина программы начала немножко проседать. Но это ИМТК! От него вообще никто ничего особенного и не ждал. А тут и поддержка зрителей, особенно на «Моём рок-н-ролле»; и красивое оформление номеров – вода из ткани в танце «Иван Купала»; и рациональное решение опереть декорацию собора на кровать во время песни «Нева»; да и за следование заявленной теме общаги тоже можно похвалить.

Единственный минус, который захотелось озвучить, как раз о «Неве». Парни были очень уж напряжены. Регги же поётся на расслабоне. И если южное на позитивном расслабоне, где ещё надо как-то показывать свою радость, то северное на полностью пофигистическом расслабоне.

В общем, молодцы. Что же будет, когда вас станет на самом деле 800?

 

Гала-концерт


О нём совсем коротко. Некоторые вещи я успел сказать выше.

Программа вполне удачная, я бы только сократил немного первый блок. Сценарий тоже, хотя некоторые подвязки, вырванные из контекста отборочных концертов, вводили в недоумение зрителей, которые пришли только на «галку», таких, как мой сосед по креслу. Как мне показалось, исполнители почти в полном составе выступили чисто технически и эмоционально чуть хуже, чем на отборочных концертах, но выручала поддержка почти полного зала. Почти полного. Честно говоря, ожидал более высокой явки. Перед началом главного концерта в зале сидело ненамного больше людей, чем на концертах ИТТСУ или ИЭФ. Но после начала, как обычно, народ подтянулся. Отмечу ещё вольную или невольную постановочную виньетку организаторов, заключённую в том, что в конце концерта Михаил Владимирович Клёнов вручал главные награды на сцене покрытой кленовыми листьями.

На этом всё. Просьба не обижаться, если что-то задело. Напоминаю, что обзор планировался, как чисто критический.
Всем спасибо.


С уважением, Андрей Козлов


Комментарии (1)