Страницы истории

Страницы истории

31 октября 2017 - Алпатов Дмитрий
Страницы истории

В минувшую пятницу, двадцать седьмого октября 2017 года прошла студенческая конференция в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, к которой студенты РУТа готовились много месяцев, начиная с июля, разрабатывая планы выступлений, занимаясь поиском информации, конкретизируя ее и подкрепляя фактическим материалом. Лейтмотивом научного собрания послужила тематика «Благотворительности и бизнеса» в пределах нашей страны, а рассмотренные личности имели непосредственное отношение к коммерческой жизни России на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.


Вначале хотелось бы обратить внимание на выступление студентов принимающей стороны, которые акцентировали внимание на известном отечественном предпринимателе, в чьи заслуги входило: развитие многих отраслей промышленности и меценатство. Нашлось место и для других примечательных личностей. Так, в течение конференции, были оглашены имена первопроходцев нефтяной отрасли, создавших первые аналоги современных компаний, специализирующихся на вышеупомянутой сфере, люди, чьими руками закладывались основы купеческого сословия, каким мы видим его на конец девятнадцатого столетия.


Выступления студентов МИИТа имели же более разностороннюю направленность, повествуя о людях, оказавших сильное влияние на развитие железнодорожной отрасли. К числу последних относится знаменитый профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков, о личности которого поведал Куракулов Роман.


Являясь младшим сыном в многодетной крестьянской семье, в условиях тех лет, Проскуряков мало на что мог надеяться, но, тем не менее, прилагая титанические усилия, через много лет, он сумел прочно вписать свое имя в историю, став пионером отечественного мостостроения.


История жизни Лавра Дмитриевича действительно крайне удивительна. В глаза бросается тот факт, что практически до двадцати лет мы не имеем достоверной информации ни о том, где он обучался, ни о каких-то значимых событиях его жизни. Все начинается гораздо позже, когда с рекомендации местного управления образования, Проскуряков поступает в Петербургский институт путей и сообщения, и уже с 1884 года занимает пост руководителя кафедры, одновременно издавая свои первые публикации в местных печатных изданиях.


Пожалуй, самыми значимыми достижениями в практической деятельности профессора служат два примера торжества инженерной мысли: мосты через реки Енисей и Амур, за один из которых он и получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, прошедшей в 1900 году.


Далее, путешествуя по Европе, Лавр Дмитриевич посещал ведущие университеты железнодорожной отрасли, периодически совершая обмен знаниями, обучаясь языкам и совершенствуя свои исследования в области инженерии. В итоге он стал не только настоящим пионером отечественного мостостроения, новатором отрасли, прочно вошедшим в историю Российского университета транспорта, но и крупным благотворителем, выступавшим за общедоступность образования и осуществлявшим поддержку студентов.


Не обошли вниманием и других представителей меценатской диаспоры, в частности, рассмотренную Зобниной Дарьей — Морозову Варвару Алексеевну, женщину, чьими стараниями были созданы условия труда, каких не существовало тогда ни в Англии, ни во Франции, что уже говорит об уровне благотворительной деятельности вышеупомянутой представительницы «коммерческого особняка».


Таким образом, подытоживая выступления ораторов, можно смело утверждать, что история нашей страны пополняется замечательными проявлениями живой мысли меркантилизма, а также идущей с ней рука об руку благотворительностью, в полной мере раскрывающихся исключительно в рамках сотрудничества крупнейших отраслевых ВУЗов страны, которое, благодаря подобным мероприятиям, продолжает неуклонно крепнуть и развиваться!


Куракулов Роман,
ГГУ-213


Комментарии (0)