Трудно ли работать ректором?

Трудно ли работать ректором?

4 августа 2017 - Администратор
Трудно ли работать ректором?

– Борис Алексеевич, вы возглавляете одно из старейших знаменитых учебных заведений России. Мы уже успели познакомиться с некоторыми университетскими достопримечательностями. Всё очень интересно. Когда мы входили сюда, то увидели памятник императору Николаю II. Расскажите, пожалуйста, об истории МИИТа.
– Знаете, мы в прошлом году отметили его 120-летие. Это один из старейших университетов России. Создан он был в 1896 году указом Николая II, император его подписывал здесь, в Москве, потому что это происходило в момент коронации. Готовясь к этому событию, мы посчитали просто необходимым вернуть себе связь с именем Государя, и теперь мы называемся «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II», а первое название было: «Императорское московское инженерное училище». Великая княгиня Мария Владимировна Романова приезжала на это значимое событие. Были торжественное открытие монумента Николаю II и ряд других мероприятий. Но самое главное, что в юбилейный год институт отметил для себя то, что было сделано за долгие годы – традиции. Они, безусловно, всё время сопровождали наш университет, оценили их с позиций сегодняшнего дня, сопоставили с современными – насколько мы отвечаем тем чаяниям и заботам, которые были сформулированы на протяжении многих лет плеядой руководителей.

 

Сегодня у нас в университете 118 тысяч обучающихся, из них студентов 63 тысячи. Сейчас университет переживает новое развитие: с 1 июля этого года по поручению президента и по решению правительства было вынесено решение о том, чтобы на базе нашего университета создать общий транспортный университет. С точки зрения нашего времени, это новость долгожданная и полностью соответствующая задачам сегодняшнего дня.
 

– Какие самые востребованные специальности в МИИТ?
– На сегодня самая востребованная специальность – это логистика. И это естественно, потому что мы долгое время не нуждались в этой специальности – у нас было сугубо плановое хозяйство. Сейчас бизнес видит транспорт как основу развития и содержания бизнеса. Когда все понимают, что любое общество не может развиваться быстрее, чем развивается транспорт, конечно, во главу угла ставится логистика. Она диктует требования к транспорту. Она диктует требования к сети не только железных дорог, но и любых дорог. Касается это и водного транспорта. Она требует сегодня решения на новом уровне технического и технологического сопряжения различных видов транспорта. Но логистика – это одна из многих наших специальностей. Их у нас, если брать бакалавриат, 57, если брать магистратуру – 37, если брать специалитет – то тоже порядка 10 специальностей. И все специальности важны. Очень большой популярностью пользуется строительство железных дорог, потому что здесь выходят специалисты не только в области такого профиля строительства, но и по автомобильным дорогам и водным магистралям. Очень популярны специальности, связанные с управлением, с информационным обеспечением, есть и такие, которые, на первый взгляд, считаются не транспортными: например, экономика транспорта у нас существует уже 85 лет. И специфика транспорта настолько велика, что если мы возьмем экономиста из обычной высшей школы, то его надо многому переучивать. Он должен знать технологию, он должен знать транспорт, всю работу, это мы даём в университете.

 

В последнее время, порядка 20-ти лет, очень востребованы юридические специальности, но, опять, это не те юристы, которых готовит классический университет, а это, прежде всего, знатоки транспортного права, сегодня поиск таких специалистов – актуальнейший вопрос для всего мира.

 

Готовим специалистов по безопасности на транспорте, это тоже сейчас очень актуально. Если пойдём в другую сторону, то есть очень интересная специальность «Социальный сервис и туризм». Вроде бы, к чему эта специальность? Во-первых, без транспорта туризм невозможен, во-вторых, мы уже давно, изучая зарубежный опыт, убедились, что, например, во Франции железные дороги за счёт сервиса и туризма получают второй бюджет. Это потребовало развития данного направления. Прежде всего, нам нужно подготовить кадры, и мы были первым вузом, который начал готовить кадры для социального сервиса и туризма. Нашими ребятами не просто довольны в России, ими восхищаются за рубежом. У нас есть практика зарубежная по целому ряду специальностей, мы привыкли к обмену с французами, немцами, англичанами. Но именно по социальному сервису и туризму стали навязчиво предлагать остаться за рубежом. Оказывается, нашим и зарубежным коллегам очень важно их мнение и умение, чтобы привлечь российского туриста за рубеж. И я считаю, что это очень значимо для наших специалистов – выпускников.

 

У нас учится более 1500 иностранцев по самым разным специальностям. В последнее время много студентов из Китая (а в Китае немало учится россиян). Поскольку наша страна строит много за рубежом, у нас стало больше студентов из таких стран, как Мьянма, Аргентина. Этот тоже для нас определенная школа, потому что здесь МИИТ выступает не только как вуз который дает знания, а, прежде всего, определяет для этих стран: каких специалистов и сколько им необходимо. Приезжает сюда посол, и они сразу формулируют задачу: «Мы начинаем строить метро, такое, как в Москве, скажите, кто нам нужен», – и наши учёные говорят, сколько нужно проходчиков, тоннельщиков, специалистов в области строительства путей в метро.

 

– Интересно, а вы сами тоже закончили МИИТ?
– И я закончил. Я тоже потомственный. Если далеко уходить, то можно вспомнить, что мой прапрадед был главным подрядчиком второй железной дороги в истории России – Санкт-Петербург-Москва – при её строительстве от Твери до Бологого. Отсюда пошла наша железнодорожная династия. Если дальше смотреть: так или иначе кто-то из моих родственников был связан с железной дорогой. Отец мой, после того, как прошёл всю войну, проработал всю жизнь машинистом. Я тоже очень хотел быть машинистом, с детства мечтал об этом. Он меня брал с собой в кабину, как потом оказалось, чтоб отучить меня от этого занятия. Но потом я закончил 8 классов, и родители сказали: «Иди в техникум – у нас после техникума тоже хорошие машинисты получаются». После техникума, который я закончил с красным дипломом, родители отправили меня в институт. Поступил в МИИТ, и с ним теперь связана вся жизнь: я был преподавателем, теперь – руководитель.


– Трудно работать ректором?
– Непросто, тем более, такого вуза. Я должен назвать цифру – 272 здания у МИИТа, а если прибавить сооружения, получится 546. Огромная махина, которую надо постоянно содержать, снабжать, организовывать. Нужно отдать должное, примерно 20 лет назад мы сюда пришли и выстроили, по-моему, уникальную систему правления большим вузом: у нас нет традиционных факультетов – у нас институты, у каждого института свой корпус, своя инфраструктура, свои деньги, но эта система хорошо работает. Руководить университетом, конечно, непросто, но интересно.

 

– А по численности студентов, кого больше в МИИТе – парней или девушек?
– Прежде всего, должен вам сказать, что МИИТ – очень интересный вуз с точки зрения его повседневной жизни. Это и спортивный отчасти вуз с транспортным уклоном. Очень много наших спортсменов – чемпионы Олимпиады и чемпионатов. Но у нас развит не только спорт, но и культура. Мы везде первые. Не только потому, что Александр Масляков и Вячеслав Малежик – это наши выпускники, а потому что эта работа у нас очень хорошо поставлена. Те, кто из культуры – говорят, что это вуз культуры с транспортным уклоном, здесь вся повседневная жизнь, студенческие отряды, другая деятельность – всё привлекает тех, кто об этом наслышан. Поэтому девушек у нас примерно столько же, сколько и парней – 50/50.

 

У нас очень информативный сайт www.miit.ru, тот, кто заинтересуется – всё можно найти там.

 

Ведущий национальный транспортный вуз – Российский университет транспорта (МИИТ) является передовым межтранспортным и общетранспортным научно-образовательным центром, крупнейшим отраслевым университетом России, базовым центром кадрового обеспечения и научного сопровождения развития транспортной отрасли.

 

В составе университета две академии (Российская академия путей сообщения и Российская открытая академия транспорта), девять институтов (Гуманитарный институт; Институт международных транспортных коммуникаций; Институт прикладных технологий; Институт пути, строительства и сооружений; Русско-немецкий институт; Институт транспортной техники и систем управления; Институт управления и информационных технологий; Институт экономики и финансов; Юридический институт, Научно-исследовательский институт транспорта и транспортного строительства), 4 факультета (Вечерний факультет, Центр «Предуниверсарий», Центр «Высшая школа педагогического мастерства», Центр подготовки научных сотрудников), гимназия, правовой колледж, медицинский колледж.

 

– Какие знаменитые учёные, строители вышли из этих стен, получив достойное образование?
– Великих у нас много. Давайте, я вам сначала назову несколько объектов. Здание МГУ на Ленинских горах построено по проекту МИИТовцев, был такой Комаровский, известный наш выпускник, учёный, организатор этого строительства. Но он у нас еще известен и тем, что он построил канал имени Москвы. Наши учёные принимали самое активное участие в разработке проекта московского метро, потом были консультантами на протяжении строительства. Наши первые строительные отряды у нас в Советском Союзе появились в 1956 году, но из скромности МИИТ молчит, что вообще-то первый отряд строительный в МИИТе был сформирован в 1937 году, так как надо было строить метро.

 

Ещё один объект – наш мост известный подвесной, который идёт к Парку культуры, его проектировали и строили МИИТовцы. Многие москвичи помнят, как позже, там же на канале, передвигали мост, – это тоже мост МИИТовцев, его построил Проскуряков. Уникальный учёный, у нас он в музее хорошо отмечен, а уникальность его в том, что он спроектировал ещё Красноярский мост. Этот мост был удостоен Золотой медали на парижской выставке, причём мероприятие это проходило тогда, когда Эйфель свою башню представлял, но большую Золотую медаль получил наш Проскуряков, а Эйфель – малую Золотую. Посчитали так, что мост уже действует, служит для страны, а Эйфелева башня вообще была непонятно для чего создана, она просто служила входными воротами на выставку, а потом её сделали башней – символом Парижа.

 

Более поздние постройки – Останкинская башня нашего Никитина с участием студенческого отряда в её строительстве. Байкало-Амурская магистраль – это была миитовская традиция, потому что МИИТовцы строили Транссиб, строили тот Транссиб, который был разобран во время войны. Та карта, которая у меня висит в кабинете, уникальная карта, она у нас четвёртая в мире, которая есть, а была она выпущена на 10-летие запуска Транссиба. Это был большой праздник для МИИТовцев, в том числе, каждая веха строительства Транссиба у нас отмечается. Мы считаем, что это наша дорога.

 

Сейчас пока мало кто знает, что МИИТовцы строили и тот северный меридиан, ту дорогу, которую бросили, к сожалению, – перестали строить. Я надеюсь, что её начнут строить снова. Она подойдет к тому берегу, где уже недалеко будет через океан к Америке, именно там планировалось, что мы соединимся с Америкой железной дорогой.

 

Самые современные объекты – сейчас наши 40 студентов трудятся на строительстве Керченского моста. Это не просто студенты, а мостовики, которые уже очень хорошо знают тему, технологию и поехали туда, чтобы участвовать в более технологичных работах, чем «подай-принеси». Эта практика была и в прошлом году, с самого начала строительства моста. Студенчество МИИТа там в первых рядах.

 

Источник: gazetauglich.ru

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1676 просмотров

Комментарии (0)