Про улиток и людей

Про улиток и людей

16 ноября 2018 - Алпатов Дмитрий
Про улиток и людей

Перед тем как взяться за этот текст я прочитал несколько профессиональных и любительских рецензий на новый роман Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». И некоторые пассажи из них меня поражали. Мы как будто читали разные книги. Возможно, в этом и есть большое мастерство – написать так, чтобы каждый воспринимал твою книгу по-своему.

Упаси вас Священная игуана читать аннотацию на «Википедии». Написавшего её невозможно заподозрить в собственном уникальном взгляде на это произведение, он (она?) его явно не читал. Главными героями романа являются олигарх Федя и красавица Таня, правда их сюжетные линии пересекаются лишь дважды, в начале и в самом конце. Если не считать того, что они были одноклассниками и задрот Федя в то время безответно сох по Тане. Но прошли годы, и увядшая Таня теперь сама грезит о Феде, а тот в свою очередь предстаёт перед читателем пресыщенным всеми радостями жизни. Тут-то и появляется стартапер из Сколково Дамиан Улитин со своей программой Fuji ⓔ, которая предполагает целый комплекс совершенно невероятных ощущений для сильных мира сего. Благодаря этой программе судьбы героев и соединяются.

Но книга, естественно, не об этом. Пелевина мало занимают романтические отношения, человеческие характеры, да и всё мирское в целом. В тонкости окружающей его современной реальности он погружается лишь для того, чтобы кнут его иронии щёлкал её точней и звонче. Какие у нас там сегодня тренды? Санкции, #metoo, «Чёрная пантера»? Всё это встретится в романе. Пелевин как всегда на пике актуальности.

«Как говорит Юра, русские олигархи – последние свободные белые мужчины на Земле.
Почему только мы? У простых русских самцов для свободы банально нет денег. А белые англо-саксы давно в неволе – их сковали нейро-лингвистической цепью и под охраной чёрных пантер отправили в ссаных грузовых трюмах на бессрочные символические работы в королевство Ваканда. Наверно, заслужили».


При этом таких хлёстких афористичных пассажей, которыми произведения Пелевина обычно заполнены под завязку, в «Тайных видах» не так уж много. В первой половине романа практически нет. Так же, как и ненормативной лексики. Привычный текст Пелевина появляется только во второй половине, а то и позже. А начало книги состоит из жизнеописания Тани и постепенного погружения Феди в джаны при помощи бирманского монаха саядо Ана и посредством эмо-пантографа. Чтобы не впадать в долгие объяснения – олигарх Федя просветлялся вслед за монахом, используя новейшие технологические разработки.

Перелом в спокойном и даже скучноватом течении сюжета наступает, когда Таня, осознав, что оказалась на обочине жизни, вступает в общество эзотерических феминисток «Новые охотницы» и начинает постигать тайные методы управления реальностью, в то время как Федя с друзьями олигархами заглядывает за грань дозволенного и постигает такие глубокие инсайты, что мир вокруг него начинает буквально рассыпаться на кусочки. К чему всё это приведёт можно узнать из текста «Тайных видов на гору Фудзи».

Я же вернусь к другим рецензентам. В частности, к Галине Юзефович, чью фраза о мизогиническом душке романа в своих отзывах упоминает чуть ли не каждый второй. Да, Виктор Олегович однозначно посмеялся здесь над современным феминизмом, но лично для меня обвинения его в женоненавистничестве звучат как минимум странно. В предыдущих произведениях он частенько рассуждал о природе красоты как раз на примере женщин. В вампирской дилогии на вершине иерархии хозяев мира именно женщина – Великая Мышь, а подружка главного героя во всём лучше его. В предыдущем романе iPhuck 10 фигурируют только два основных персонажа – искусствовед Маруха Чо и компьютерный полицейско-литературный алгоритм Порфирий Петрович, которого Маруха скручивает в бараний рог (тут уж критику Юзефович всё понравилось). Зачем далеко ходить, если даже в «Тайных видах» встречается такая фраза: «…суть любой махабхараты сводится именно к молодым красивым кискам: будь там что-то другое, эпос до нас просто не дошёл бы». И если кто-то видит в этой фразе пренебрежительно-потребительское отношение к прекрасному полу, то я отмечаю в первую очередь то, что значительная часть культурных феноменов основана как раз-таки на благоговении перед ним.

Та же Галина Юзефович называет «Тайные виды на гору Фудзи» самым буддийским и прямолинейным романом Пелевина. С прямолинейностью сложно не согласиться. Тут всё очень простенько и незамысловато для знаменитого затворника. Что же касается первого пункта, то абсолютно все романы Пелевина буддийские, здесь он просто не скрывает это дополнительными надстройками и ширмами – наркотическими трипами, потусторонними мирами или интернетом. Существенное отличие от предыдущих произведений только одно – в конце автор приходит к выводу, что простому смертному просветление не то что не нужно, оно ему вредно и противно. Поэтому лично я вижу эмоциональную и смысловую точку романа в сцене радостного танца Феди со своими друзьями, когда те узнают, что попали в санкционные списки. Собственно, мысль о том, что вершина Фудзи недостижима и опасна для улитки, высказывается ещё на самых первых страницах романа, в разборе знаменитого хокку японского поэта Кобаяси Исса, так что роман закольцован, как сансара. В этом смысле он самый мирской, а не самый буддийский. А если хотите сатори, то берите лучше любой другой.
 

Андрей Козлов и его зутши


Комментарии (0)