2 марта в Институте пути, строительства и сооружений состоялся очередной концерт фортепианной музыки В.К. Шмурнова составленный из произведений Фридерика-Францишека Шопена (февраль или март 1809 или 1810 – 17 октября 1849) в рамках курса истории мировой культуры.
Концерт состоял из двух отделений, в программе каждое из произведений сопровождалось стихотворение Адама Мицкевича – современника и друга Шопена.
Шопен настолько емкая личность, и о нем нужно рассказывать так много, что рассказ мог бы тянуться бесконечно. Жизнь Шопена разорвана на две части - из сорока прожитых лет, двадцать он прожил в части Польши, принадлежавшей тогда Российской Империи, остальные двадцать во Франции. Соответственно в его музыке как бы два Шопена, его пьесы называют: Шопен национально-польский и Шопен всемирный.
В первом номере были представлены оба. Национально-польский тремя мазурками, всемирный – этюдом. Поляки изобрели три танца мирового значения: краковяк, полонез и мазурку. Шопен сочинил один краковяк, полтора десятка полонезов, и более шестидесяти мазурок. Это не просто его любимый танец, он преобразил его содержание, превратив из бального танца в лирическое стихотворение.
Завершением третьего номера стал знаменитый вальс – одно из последних сочинений Шопена. Традиционно его трактуют как объяснение в любви и смех кокетки, вальс был исполнен в первоначальной редакции, и в этом номере, посвященном взаимоотношениям полов, он как бы подводил итог следующей мыслью: полная взаимность редка, чаще один любит, другой позволяет себя любить.
Первый номер второго отделения – Соната b-moll, Op.35 – произведение с противоречивой историей и трактовкой. По одной из версий, так как эта соната – одно из немногих опубликованных произведений, никому не посвященных, автор мог посвятить ее самому себе. Сочинялась она, когда Шопен узнал о приговоре врачей (он был легочником), когда понял, что обречен. И изобразил в четырех частях сонаты свое смятение по этому поводу, свою будущую кончину, похороны и то небытие, в которое он провалится после смерти.
Ранняя смерть Шопена обусловлена двумя трагическими событиями: революцией 1830 года и его болезнью. Революция превратила его в эмигранта вопреки его желанию. Он поехал на гастроли покорять Европу и в Вене узнал, что граница закрыта. Позднее он мог бы вернуться в обмен на свободу, официально объявив себя верноподданным Николая I, но свободу Шопен ценил сильнее всего на свете. Болезнь была вторым ударом, сломавшим жизнь Шопена. Этим двум ударам и были посвящены последние два номера программы.
Концерт вызвал неподдельный интерес слушателей, вновь был аншлаг. Мероприятие имело заслуженный успех. Спасибо В.К. Шмурнову за этот концерт, благодарный зритель с нетерпением ждет продолжений!
Павел Мачерет