1. Видеопоэзия ко Дню Победы
2. Гордость университета: обновление за май
3. Ролик "Студенческая журналистика" на ТранспАрт-2018
4. Новые видео: День донора и 100 лет комсомолу
5. Дебют в РУТ - 2018. Новое видео.
18 мая состоялся второй по счету концерт фортепианной музыки В. К. Шмурнова в рамках курса истории мировой культуры, посвященный творчеству Людвига ван Бетховена.
В XIX веке фортепиано приобретает всем нам знакомый вид. (Деревянный корпус и металлическая рама со струнами, механика с двумя или тремя педалями. Из множества разновидностей сохраняются две: пианино и рояль.) Кроме того, увеличивается его диапазон и сила звука – в соответствии с требованиями времени. А время бурное: первую станицу в истории музыки занимает Людвиг ван Бетховен – первый, кто осмелился появиться в обществе без парика, - и свою музыку он тоже не причесывает по моде.
Вообще парик XVIII века – это униформа, назначение которой – скрыть человеческую индивидуальность. А XIX век принес в искусство интерес к человеческой личности, ко всему индивидуальному, неповторимому в человеке и природе. И в музыке для каждой мысли, для каждой пьесы старались подбирать оригинальную форму, подобно одежде индивидуального пошива; поэтому так много музыкальных форм в XIX веке, и трудно сказать, какая из них лучше выражает философию эпохи. Музыку той эпохи заслуженно называют романтической.
В этот раз слушателям было предложено сопоставлять музыкальные образы с отрывками из литературных произведений. Литературные сюжеты для сонат Бетховена – не такая уж большая смелость, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, если в искусствоведческой литературе высказывается мысль, что тема вступления к сонате №8 («Патетической») была навеяна Бетховену похоронным маршем из оперы «Орфей», то вполне целесообразно позволить слушателю сравнивать симфонию именно с мифом об Орфее. В сонате №14 («Лунной») многие склонны видеть личную драму Бетховена, поэтому здесь можно проводить параллель со сказкой Андерсена «Северный мальчик». Наконец, сюжет «Бури» Шекспира для сонаты №23 («Аппассионаты») был указан самим Бетховеном. Ну и конечно же «Письмо к Элизе» было сопровождено тем самым письмом, справедливости ради, необходимо отметить, что письмо на самом деле было адресовано Терезе, юной ученице Бетховена, но из-за не очень разборчивого почерка гения, вышел целый исторический конфуз – музыковеды прочли обращение «К Терезе», как «К Элизе», правда была установлена лишь в XX веке, хотя споры на это счет не утихают до сих пор.
Более того, каждое произведение Василий Константинович сопровождал небольшим историческим «анекдотом» - рассказом о каком-либо интересном историческом событии в мире музыки, связанным с тем или иным произведением Бетховена.
Концерт вновь заинтересовал публику. В этот раз в зрительном зале присутствовало также руководство института, что говорит об истинной и широкой популярности курса истории мировой культуры. Продолжение курса запланировано на осень этого года. С нетерпением ждем дальнейших возможностей такого приятного и интересного культурного обогащения.